Vesti.az
Банковские кредиты прочно вошли в нашу жизнь. Настолько, что некоторые уже даже не представляют без них своего существования.
Отношение к кредитам неоднозначное: кто-то считает их злом в чистом виде, загоняющим человека в глубокую долговую ямы, кто-то, наоборот, - спасением в определенной жизненной ситуации, особенно в экстренной. Для многих рядовых граждан кредит превратился чуть ли не единственный способ приобрести недвижимость, цены на которую растут из года в год. Ну и, конечно, практически ни один бизнес не обходится без кредитов.
Каким бы ни было отношение к кредитам, так или иначе банки и кредитная система играют важную роль в экономике, это, по сути, сердце хозяйственного организма любой страны. Банки находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Кроме того, кредит занимает важное место в разрешении проблемы реализации товаров и услуг на рынке.
Однако работа банков в Азербайджане и их кредитная политика значительно отличаются от других стран. Причем в худшую сторону. Так, в других странах, как правило, средняя процентная ставка по кредитам напрямую зависит от учетной ставки Центрального банка. Но в Азербайджане это правило не работает.
Например, согласно данным Центробанка, в декабре 2020 года учетная ставка составляла 6,25 % и сохранялась на этом уровне вплоть до сентября 2021-го. Однако процентная ставка по кредитам уже в феврале 2021 года выросла до 17 процентов по сравнению с 14,13% в декабре 2020-го, и не опускалась ниже, достигнув пика в сентябре 2021-го (17,84%). В сентябре 2021-го учетная ставка была повышена до 6,5% и продолжала впоследствии расти, достигнув в марте текущего года уровня 7,75%. При этом процентные ставки по кредитам наоборот начали падать (в июле – 16,17%).
Тем не менее, показатели средней процентной ставки не отображают в полной мере действительности, потому что в статистике Центробанка при расчете берется средняя ставка по всем видам кредитов, и не учитываются банковские комиссии. На самом же деле фактическая годовая процентная ставка по потребительским кредитам, которая включает в себя также банковскую комиссию за оформление кредита и процент за обналичивание средств, зачастую достигает чуть ли не 30% (а то и больше).
Наблюдения показывают, что в развивающихся странах процентная ставка по потребительским кредитам в среднем составляет 10-15 процентов, в развитых же странах – 1-3 процента, а порой и вовсе устанавливается отрицательная процентная ставка, когда банк доплачивает заемщикам.
То есть, процентные ставки по кредитам в Азербайджане находятся на очень высоком уровне. Таким образом, кредит становится краткосрочным решением текущих трудностей, которое затем влечет за собой для заемщика еще более серьезные финансовые проблемы. При всем этом на днях Центробанк Азербайджана опубликовал результаты опроса по кредитной деятельности за первый квартал текущего года, согласно которым, политика кредитования банков за указанный период была смягчена, а спрос на все виды кредитов, в частности на потребительские кредиты вырос.
В связи с вышесказанным возникает ряд вопросов. Можно ли говорить в текущей ситуации о смягчении кредитной политики, и если да, то чем это обусловлено? Почему в Азербайджане средняя процентная ставка по кредитам не коррелирует с учетной ставки ЦБ? Ну и, наконец, почему в Азербайджане такие высокие процентные ставки по кредитам, какие меры могли бы помочь их снижению и расширению доступа населения и бизнеса к кредитным ресурсам?
Vesti.az решили обратиться с этими вопросами к экспертам.
В своем комментарии Vesti.az финансовый аналитик, основатель консалтинговой компании Hajinski Naghiev Джалал Нагиев, проработавший 20 лет на ведущих позициях в банковской сфере, в частности в сфере кредитования, а ныне выстраивающий финансовые системы самих клиентов банков – то есть, по сути, человек, побывавший по обе стороны баррикад, отметил, что не согласен с тем, что в Азербайджане была смягчена кредитная политика.
«Что такое смягчение кредитной политики? Ослабление каких-либо основных требований, предъявляемых банками к клиентам и улучшение условий предоставляемых кредитов (срок, сумма, процентная ставка и обеспечение). Если говорить про потребительское кредитование, то здесь все основные требования прописаны со стороны регулятора, и в этих требованиях не было никаких существенных изменений. Коэффициент, определяющий соотношение доходов физического лица к его обязательствам, остался тем же.
В бизнес-кредитовании также нет каких-либо принципиальных изменений в требованиях к клиентам. Можно отметить лишь незначительное снижение в процентных ставках, да и то со стороны не всех банков, и преимущественно это снижение применяется к бизнес-кредитам. Двигателем этого процесса является только конкуренция между основными игроками рынка, входящими в первую десятку банков. Таким образом банки стараются наверстать упущенное и потерянное после пандемии», - считает он.
Аналитик также отметил, что смягчение кредитной политики банков всегда должно сопровождаться зеркальным усилением в управлении кредитным риском в соответствующих кредитных организациях. В противном случае, такое смягчение приведет в будущем к созданию специальных резервов и, соответственно, к ухудшению финансовых показателей банков.
Расхождение между ставками по кредитам и учетной ставкой Центробанка Джалал Нагиев объяснил тем, что коммерческие банки Азербайджана независимы от ресурсов ЦБ.
«В мировой практике (в развитых странах) всё обстоит именно так: средняя процентная ставка по кредитам зависит от учетной ставки Центробанка. В Азербайджане же такой корреляции нет по одной простой причине: у коммерческих банков Азербайджана нет зависимости от ресурсов, получаемых из ЦБ. Совокупная задолженность коммерческих банков перед ЦБ на конец первого полугодия 2022 года составляет всего 281 млн манатов, тогда как совокупный кредитный портфель этих банков составляет более 18 млрд манатов! То есть ЦБ практически финансирует всего 1,5% этого портфеля. Теперь математически легко понять почему изменения учетной ставки ЦБ никак не влияет на коммерческие ставки банков», - объяснил эксперт.
По его словам, на процентные ставки по кредитам влияют в основном два принципиальных фактора: конкуренция (ставки у банков конкурентов) и депозитные ставки.
«А депозитные ставки, в свою очередь, зависят от ликвидности банка. Чем ниже ликвидность банка и высока его активность в кредитовании, тем более такой банк предрасположен к повышению депозитных ставок для привлечения ресурсов. А повышение депозитных ставок приводит к повышению и кредитных ставок в этом банке. Верхний потолок определяет конкуренция», - отметил он.
Тут хочется отметить еще один примечательный момент: помимо того, что фактическая годовая процентная ставка по кредитам и так получается очень высокой, по сравнению со многими другими странами, так еще и банки устанавливают минимальную сумму, взимаемую в качестве банковской комиссии.
Например, банк указывает, что единовременная банковская комиссия составляет 0,5 процента или 1 процент, а в скобках добавляет - минимум 50 AZN. Таким образом, получается, что, если заемщик берет кредит на сумму 500 AZN, у него вычтут в качестве банковской комиссии не 0,5 процента, а целых 10. На вопрос о том, насколько подобная уловка банков законна, Джалал Нагиев ответил, что все абсолютно законно, и этот вопрос регулируется рынком в конкурентной борьбе:
«Невозможно заставить рынок подчиняться каким-то правилам. Это работает лишь тогда, если люди понимают стоимость денег. Если они начнут отказываться платить лишние проценты, то и рынок соответствующе отреагирует. То есть, все зависит от людей: если они это принимают, то это всегда будет иметь место, если перестанут принимать – то и вопрос сам собой решится».
Что касается снижения процентных ставок, эксперт считает, что это вопрос наличия у банков достаточной, и даже избыточной ликвидности.
«Ликвидность банков – это, в свою очередь, отражение доверия населения банкам. Несмотря на то, что сегодня ЦБ говорит об избыточной ликвидности в банковском секторе, ее распределение среди коммерческих банков сильно ассиметрично. Львиная доля депозитов приходится на первые четыре банка: Pasha, Kapital, МБА и Xalq. И это притом, что в этих банках депозитные ставки на 4-5% ниже, чем в других банках страны. Однако население доверяет этим банкам больше. Может возникнуть вопрос: почему в таком случае эти четыре банка не снижают кредитные ставки? Ответ: они снижают, но только до минимального уровня, до которого могут снизить другие банки. Зачем терять доходность?», - сказал эксперт.
Джалал Нагиев также указал на еще одно интересное наблюдение:
«За 2,5 года совокупный объем депозитного портфеля физических лиц увеличился на 2 млрд манатов. Однако весь рост портфеля (на 100%) пришелся на долю депозитов до востребования. То есть люди готовы пожертвовать доходностью ради безопасности. Депозиты до востребования можно снять в любой момент в отличие от срочных депозитов. Это всё говорит об уровне низкого доверия к банкам. А про деньги под подушками я вообще молчу».
В своем комментарии Vesti.az директор Департамента по организации и управлению научной деятельностью Азербайджанского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Захид Мамедов и вовсе поставил под сомнение объективность и достоверность указанного опроса Центробанка. По его мнению, подобные опросы должны проводиться признанными независимыми организациями, заслуживающими доверия общества.
«В данном случае неизвестно, как проводился опрос, сколько респондентов было опрошено, кто выступал в качестве респондентов и т.д.», - отметил профессор.
Выросший же спрос на кредиты, по мнению нашего собеседника, связан со снятием жестких ограничений в связи с пандемией коронавируса, после которого вновь в полной мере заработала сфера развлечений и свадеб, которая оказывает значительное влияние на азербайджанскую экономику:
«Как ни странно, у нас почему-то не выделяют эту сферу в качестве одной из значимых отраслей экономики, несмотря на то что тут производится больше всего сделок купли-продажи, имеет место большой объем потребительских расходов. Ни в одной статистике не указано число людей, занятых в данной сфере, какие там зарплаты, сколько там налогоплательщиков. И, конечно, после пандемии потребительские расходы населения в связи с оживлением этой сферы выросли: церемонии обручения, свадеб, учитывая традиции нашего народа, требуют довольно больших расходов, в связи с чем и наблюдается рост спроса на кредиты. Однако это не может считаться положительным фактором. Люди зачастую обращаются за потребительскими кредитами не от хорошей жизни, а из-за нужды. И потому они будут брать кредиты и под 25, и под 30 процентов годовых, так как у них нет другого выбора».
Захид Мамедов отметил, что при высоких процентах на кредиты, уровень самих услуг в любом банке остается очень низким:
«Вы оставляете на определенный период ваши кровные деньги банку, которые он пустит в оборот и получит прибыль, взамен же, в качестве благодарности банк вычитается с вас проценты за банковскую комиссию при снятии собственных же денег с карты».
По словам эксперта, необходимы конкуренция, усиленный надзор над потребительским рынком, над финансовыми рынками.
«Учитывая, что банковская деятельность является особой специфической деятельностью, необходимо установить особый порядок в этой сфере, как, например, в Турции. Нужен новый подход. То есть, деятельность банков должна быть организована в соответствии с современными вызовами в мире. И, самое главное, необходима подготовка квалифицированных специалистов банковской сферы, отвечающих современным требованиям», - сказал он.
Профессор отметил, что банки должны работать на обогащение населения, а не наоборот, тогда будут расти и доходы самих банков.
«Банки должны поддерживать, давать клиентам направление, чтобы последние увеличили свой доход. Банковские специалисты должны интересоваться, с какой целью берет кредит клиент. Нельзя радоваться тому, что вырос спрос на кредиты, в некоторых случаях это может привести к очень серьезным негативным последствиям. Поэтому все эти моменты требуют серьезного изучения и контроля, это важное требование сегодняшнего дня», - сказал наш собеседник.
Доктор экономических наук считает, что проценты должны рассчитываться из соображений развития экономики, стать своеобразным катализатором, а не тормозить ее развитие.
«По некоторым направлениям нужно установить очень низкий процент, чтобы укрепить соответствующие сферы. Этому вопросу следует уделить особое внимание. Возьмем, к примеру, таксистов, которые берут кредит на приобретение транспортного средства. Для них нужно либо вовсе убрать проценты, либо установить максимально низкий процент. Необходимо их поддержать, чтобы они могли работать, стали налогоплательщиками, а не ждали от государства пособий.
Это снизит нагрузку на бюджет и принесет дополнительные доходы. То есть, необходимо поддерживать самозанятость, чтобы люди сами могли оплачивать свои расходы, не завися от пособий. Поэтому в этом вопросе важно обширное исследование по всем сферам. Стоит помнить, что чем выше будут проценты, тем выше будет стоимость услуг и производимой продукции в определенном секторе. Необходимо увеличить число налогоплательщиков посредством развития и усовершенствования кредитной системы, сделать ее более инклюзивной».
В качестве одного из путей для снижения процентных ставок по кредитам и расширения доступа населения к кредитным ресурсам Захид Мамедов видит развитие рынка ценных бумаг.
«Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Рынок капиталов – это фондовая биржа, инвестиционные фонды, долгосрочные активы. Фондовый рынок должен стать альтернативой кредитному рынку. Если на территории страны функционируют компании, их акции должны находиться в свободном обращении. Нужно создать условия для приобретения гражданами акций, облигаций и других ценных бумаг. У нас была госпрограмма в связи с финуслугами, предусматривающая снижение процентов, развитие финансовых рынков. Однако она так и не была в достаточной мере реализована, фондовый рынок так и не получил развития. Мы должны работать в этом направлении, расширить этот рынок».
Что касается отсутствия корреляции между учетной ставкой Центробанка и процентными ставки на кредиты, эксперт считает, что Центральный банк в Азербайджане пока не реализовал себя в качестве важной структуры, влияющей на рынок.
«Во многих странах мира заявления и решения Центробанка оказывают непосредственное влияние на финансовый рынок, влияние этой структуры на денежный рынок, экономику, очень велико. И это еще один повод задуматься. Мы должны сделать так, чтобы у нас Центробанк тоже имел влияние на рынок. Из-за того, что ранее заявление Центробанка сильно расходились с реальной проделанной работой, возникали проблемы. Так не должно быть, потому что Центробанк - очень серьезная структура. Это структура, которая обеспечивает развитие экономики, платежный баланс, и, самое главное, стабильность цен»
Эксперт отметил, что в настоящее время наблюдается рост цен, однако Центробанк ничего не делает, чтобы это остановить, хоть и обладает всеми необходимыми инструментами.
«Достаточно изучить факторы, влияющие на рост цен и устранить проблему. Грубо говоря, если масло, допустим, привозится из России в Азербайджан за 5 манатов, почему в магазине его цена уже 18 манатов? Этот вопрос нельзя пускать на самотек и ждать, когда рост цен сам остановится. Да, это выгодно предпринимателям, но в итоге страдают обычные граждане. В результате граждане, занятые в той или иной сфере, тоже начнут поднимать цены, и возникнет замкнутый круг», - сказал наш собеседник.