A

zerkalo.az

Еще в январе текущего года глава государства назвал в числе приоритетов следующие железнодорожные проекты — сначала дорога Горадиз-Зангилан, затем Зангилан-Нахчыван и путь, пролегающий из Нахчывана в Турцию.

Фундамент железной дороги Горадиз-Агбенд -участка протяженностью 100 км был заложен уже 14 февраля в Физулинском районе. Это наиболее протяженный участок железнодорожного пути к Нахчыванской АР. По свидетельству местных аналитиков, железнодорожные проекты означают диверсификацию региональных маршрутов, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, экономическое развитие.

Ведь как заметил Президент страны Ильхам Алиев, «после длительного перерыва Азербайджан и его неотъемлемая часть — Нахчыванская Автономная Республика — будут связаны друг с другом железнодорожным сообщением, и, таким образом, осуществятся наши и стратегические, и экономические, и политические цели». Он также подчеркнул, что новая магистраль, наряду с введенной в строй три с половиной года назад железной дорогой Баку — Тбилиси — Карс, позволит соединить Азербайджан с Турцией. В то же время, по словам Алиева, этой дорогой могут воспользоваться все страны региона.

«Новая железная дорога, пролегающая от Физулинского района до Зангилана, имеет огромное стратегическое значение, — сообщил # экономист Асиман Гулиев. – Этот участок дороги станет частью Нового шелкового пути, осуществляемого в рамках глобальной межконтинентальной концепции «Один пояс – один путь». Таким образом, говорит собеседник, Азербайджан, благодаря своему выгодному географическому положению и эффективной политике высшего политического руководства страны, превращается в ключевой логистический хаб, расположенный на пересечении путей, которые должны в итоге опоясать континенты. По замыслу своих творцов, Новый шёлковый путь, как его великий предшественник, должен связывать Юго-Восточную Азию через страны Среднего и Ближнего Востока с Европой и Северной Африкой.

«Серьезным преимуществом «железного» Шелкового пути является скорость доставки грузов, — продолжил экономист. – Сегодня товары из Поднебесной доходят до нашей страны аж за 40 — 45 дней. Новый путь значительно сократит временные издержки. Кроме того, участок Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд станет частью новой межконтинентальной транспортной системы, по которой грузы из Турции пойдут в Западную Европу. Китай прилагает максимальные усилия в рамках концепции новой панъевразийской (в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы. Современный Шелковый путь проляжет от Поднебесной через Казахстан в азербайджанский порт Алят у Каспийского моря, далее в Гаджигабул, а оттуда железнодорожная линия протянется до Зангилана».

До сих пор в рамках Морского шелкового пути товары вывозили непосредственно через Иран, а древнейший южный порт этой страны Бендер-Аббас ежедневно принимал свыше 2 тыс. контейнеров из Китая. Оттуда грузы переправлялись в Западную Европу и северную часть Старого света, заметил Гулиев:

«Сегодня Поднебесная находится в поисках альтернативного морскому, более короткого и рентабельного пути доставки своих грузов. К тому же Иран, через который пролегает морская логистика, сложно назвать политически стабильным государством. Страна подвержена санкциям, испытывает множество прочих проблем, а потому вторая экономика мира оказалась перед необходимостью новых – более предсказуемых и рентабельных дорог. С этой точки зрения, железнодорожный путь Горадиз-Джебраил-Зангилан-Агбенд станет ключевым участком альтернативной железнодорожной логистики».

По мнению ученого, открывающиеся в регионе логистические перспективы интересны и Армении:

«Примечательно, что 27 мая армянское правительство предоставило в безвозмездное пользование пограничному управлению ФСБ России муниципальные земельные участки в Капане и Мегри. Это показатель заинтересованности Армении и России. В свете всего этого возникает также вопрос о перспективах недавно отстроенного железнодорожного пути Баку – Тбилиси – Карс. БТК воспринимается в качестве альтернативного варианта нового модифицированного Шелкового пути, в котором глубоко заинтересованы Азербайджан, Турция, Россия и Китай. В свою очередь Иран тоже имел альтернативную дорогу через Тебриз в Мегри, а оттуда в Грузию с выходом в порт Поти. Однако такой вариант не устраивает Китай, поскольку доставка по этому направлению длительна и требует больших затрат. В довесок прочему, как уже говорилось выше, положение Ирана не отличается надежностью. На этом фоне предпочтителен более современный Азербайджан – страна, обладающая огромным потенциалом добрососедских связей с государствами региона и за его пределами».

Здесь важно учитывать, что Китай прочно занял свою нишу в экономике Ирана. В свою очередь американские санкции подталкивают Тегеран к более тесному сотрудничеству с Пекином, Поднебесная остается главным потребителем нефтегазовой продукции Исламской республики.  В качестве компенсации, заметил Гулиев, Пекин уже предложил Тегерану новые инвестиции, превышающие 5 млрд. долларов, которые сослужат роль компенсации.

TOP XƏBƏRLƏR